Ответственность за нетрезвое вождение с учетом изменений 2021

Как мы отмечали в предыдущем материале, с 17 марта 2021 вступают в силу изменения в законодательство в сфере безопасности движения. Указанными изменениями, в частности, усиливается ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

В данном материале расскажем о нововведениях относительно ответственности за нетрезвое вождение в 2021 году, а также об особенностях ответственности по 130 статье КУоАП и действительно ли это будет способствовать безопасности на дорогах.

Размер штрафов за нетрезвое вождение

Прежде всего — был увеличен размер ответственности. За первое нарушение (управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения) установлен штраф в 17 000 грн. и лишение водительских прав на 1 год.

За повторное нарушение в течение года штраф будет составлять уже 34 000 грн. с лишением прав на 3 года и возможным платным изъятием автомобиля. При этом вместо штрафа также может быть применен арест на 10 суток.

Кроме того, добавлено повышенную ответственность, если лицо в третий раз в течение года совершит подобное правонарушение — 51000 грн. штрафа с лишением водительских прав на 10 лет и с конфискацией авто. Вместо штрафа может быть применен арест на 15 суток.

Таким образом, кроме увеличения имущественной ответственности было добавлено возможность возмездного изъятия автомобиля за второе нарушение и его конфискация при третьем. Также существенно увеличены сроки лишения водительских прав. Добавлено и альтернативу штрафа — арест. Что именно должно применяться будет решать суд.

Относительно конфискации, то может быть изъято только авто, которое находится в частной собственности правонарушителя. Если транспорт является собственностью третьего лица, то конфисковываться не будет.

Ответственность за управление авто после лишения прав

Это одна из самых больших проблем — ведь многие продолжают ездить за рулем, несмотря на то, что были лишены водительского удостоверения. В том числе и в нетрезвом виде. На этот раз законодатель обратил внимание и на этот нюанс.

Была усилена ответственность за управление авто лицом, которое было лишено прав управления ТС — штраф в размере 20400 грн. Если же такое нарушение будет совершено повторно в течение года, то нарушителю придется заплатить уже 40800 грн. Также будет дополнительно применено лишение прав от 5 до 7 лет (плюс к уже имеющемуся) и возможно возмездное изъятие автомобиля.

Что изменится в порядке привлечения к ответственности

Изменились не только размер ответственности, а и определенные моменты в механизме привлечения к ней нарушителей.

Прежде всего, был увеличен срок, в течение которого лицо может быть подвергнуто взысканию. Если раньше это было всего 3 месяца, в связи с чем удавалось уйти от ответственности благодаря загруженности наших судов, то теперь этот срок увеличен до 1 года.

Также ликвидировали пробел, который иногда использовали, в частности, должностные лица — освобождение от ответственности и передача материалов на рассмотрение трудового коллектива или объединения граждан. Теперь это не может быть применено при нарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 130 КУоАП. По нашему мнению, этот советский архаизм необходимо ликвидировать вообще.

Также нововведение — если лицо совершает правонарушение, за которое применяется лишение права управления, при этом будучи ранее лишенным водительских прав, то в таком случае сроки суммируются.

Отказ от прохождения обследования на состояние опьянения

Важно помнить, что ответственность по 130 статье наступает как за пребывание в состоянии опьянения, которое соответствующим образом подтверждено, так и за отказ от прохождения обследования в установленном порядке. При этом размер ответственности — одинаков.

Вместе с тем, суть нарушения — разная. Запомните — если вы отказались от прохождения тестирования, то уже не имеет никакого значения тот факт, что вы были трезвы. Многие в подобных ситуациях, если подозрения полиции необоснованные (а это случается также часто), наотрез отказываются от любых обследований, а потом едут к врачу, делают это самостоятельно и потом пытаются доказать, что полиция была неправа. Это большая ошибка — никому ваши справки уже не нужны.

Состав правонарушения формирует только ваш отказ, а не состояние опьянения. И именно за это вы будете отвечать.

Если вы не согласны с результатами обследования на месте, нужно использовать другие средства защиты. Подробнее о порядке обследования можете почитать в нашем отдельном материале.

В любом случае при спорной ситуации с полицией советуем обратиться к Автоадвокату, ведь цена вопроса существенно возросла.

Еще одна особенность статьи 130 КУоАП

По мнению многих водителей, ответственность наступает только за пребывание за рулем в нетрезвом состоянии. Если же они выпьют после остановки или после ДТП, то на это можно опереться и избежать наказания. Многие это делает показательно перед правоохранителями, особенно после аварий.

Вынуждены признать, некоторое время это действительно использовали, чем нивелировали любые обследования.

Однако уже давно законодатель устранил этот пробел. Согласно части четвертой статьи 130 к ответственности можно привлечь за употребление водителем алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и т. д., после ДТП с участием такого водителя и после остановки по требованию полицейского. Более того, ответственность за это даже строже, чем за пребывание в состоянии опьянения до остановки или ДТП — штраф в размере 34 000 грн. и лишение прав на 3 года.

Поэтому для тех, кто думает так избежать ответственности, — не делайте этого, пострадаете вдвое больше. Для тех, кто думает успокоить нервы после аварии, — в любом случае так не делайте.

Повлияет ли повышение ответственности на безопасность на дорогах

Изменения, конечно, существенные, как и усиление ответственности. Обратили внимание даже на пробелы, которые часто делали невозможным привлечь виновных к ответственности.

Вместе с тем, по нашему мнению, законодатель упорно настроен наполнять бюджет, но не бороться с проблемой. Это объясняется очень просто — вся ответственность (даже с учетом ее усиления) сводится исключительно к имущественного наказания — большие штрафы, конфискация. Возмездное изъятие вообще не имеет никакого смысла, ведь никто не запрещает купить авто снова.

Фактически установлен «тариф» и на вождение без прав — 20 тыс. впервые и 40 тыс. каждый следующий раз, когда поймают.

Зато санкция, которая уравнивала бы всех (например, арест), введена как альтернатива, которую суды вряд ли будут применять. Да и то — мизерный и ничего не изменит. При том, что КУоАП дает возможность устанавливать арест до 6 месяцев.

Более того, при третьем нарушении в течение года есть смысл вводить уголовную ответственность, а не просто штраф. Впервые — это действительно глупо и сложно. А вот при системных нарушениях это необходимо. Однако на это никто не обращает внимания, ведь важнее отрапортовать о «борьбе» за безопасность на дорогах, а не действительно работать в этом направлении.

Развод: процедура, нюансы, помощь адвоката

В данном материале хотим в общих чертах описать что нужно знать при разводе, какие процедуры реализовывать, в какой последовательности и стоит ли обращаться к семейному адвокату.

Срок подачи сведений о бенефициарах продлят

Можно рассчитывать, что срок для подачи информации о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах таки продлят. Предлагается это сделать еще на 9 месяцев, то есть до 11 июля 2022 года.

Пеня за просрочку уплаты алиментов

В данном материале мы рассмотрим такой вопрос, как финансовая ответственность за нарушение сроков уплаты алиментов в виде пени. Какой ее размер, как нужно вычислять и что нужно сделать для ее взыскани