Обжалование налоговой проверки из причин неуведомления

Налоговая проверка почти всегда влечет за собой определенные трудности и проблемы. Чего стоит хотя бы работа с инспекторами и предоставление на их требования всех документов и объяснений. Фактически несколько недель предприятие, особенно бухгалтерия, работают в усиленном режиме.

Ну и довольно часто следствием проверки является доначисление платежей и штрафные санкции. Не всегда законные и обоснованные. В результате предприятие становится перед выбором платить или оспаривать.

Основания для обжалования налоговых уведомлений-решений в каждом случае отдельные, но общим для всех является соблюдение процедуры уведомления о проверке и ее проведения.

В данном материале рассмотрим вопрос, можно ли обжаловать результаты налоговой проверки по причинам несоблюдения налоговым органом требований к процедуре проведения проверки. Может ли стать отсутствие надлежащего уведомления предприятия основанием для отмены начислений и штрафов.

Уведомление о проверке

Требования к порядку проведения проверки, оснований и уведомления предприятия о проверке установлены Налоговым кодексом Украины. Выездные налоговые проверки могут быть плановые или внеплановые. В зависимости от вида проверки установлены различные требования к уведомлению налогоплательщика.

В случае с плановой проверкой предприятию должно быть направлено (вручено) соответствующее письменное уведомление и копия приказа о проверке не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения. Порядок направления (вручения) сообщений от ГНС определены статьей 42 НК Украины.

В случае с внеплановой проверкой налогоплательщику должна быть вручена копия приказа о проверке до ее начала. Предварительного уведомления не предусмотрено. Однако для внеплановой проверки должны быть соответствующие основания. Их отсутствие или несоответствие свидетельствуют о неправомерности проверки.

Независимо от вида проверки она должна быть назначена соответствующим приказом контролирующего органа.

Допуск к проверке

В случае отсутствия надлежащего уведомления о плановой проверке, предприятие имеет право не допустить инспекторов к ее проведению. Так же и непредоставление копии приказа о внеплановой проверке дает основания не допустить к проверке.

Подробный перечень оснований не допускать инспекторов к проверке определен в Законе «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Среди прочего налогоплательщик может не допускать проверяющих если предоставленные для проверки документы (приказы, сообщения, удостоверения инспекторов и т.п.) не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством. Также можно не допускать к проверке, если инспектор отказывается сделать запись о проверке в журнале проверок, который имеет право вести предприятие.

Отказ допустить проверяющих должен быть обоснованным. Также можно обжаловать соответствующие приказы о проведении проверки. Желательно перед проверкой и при ее проведении привлекать налогового адвоката для анализа действий инспекторов и соответствующих документов.

Обжалование результатов проверки из причин ее неправомерности

К сожалению, не всегда руководство может оперативно отреагировать и проанализировать документы на проверку и допускает инспекторов к ее проведению, несмотря на имеющиеся нарушения. Что делать в таком случае, если по результатам ее проведения будут применены санкции и осуществлены доначисление.

Некоторое время существовала судебная практика, согласно которой после допуска инспекторов к проверке, плательщик не может ссылаться на ее противоправность и нарушение требования об уведомлении.

Однако на сегодня позиция Верховного Суда существенно изменилась. Крайней является правовая позиция, в соответствии с которой, несмотря на допуск (недопуск) инспекторов к проверке, при обжаловании в будущем ее результатов (уведомлений-решений), плательщик вправе ссылаться на нарушение налоговой требований законодательства о проведении проверки, если такие нарушения обусловили противоправность соответствующих уведомлений-решений. Более того, ВС отмечает, что суды обязаны проверять такие обстоятельства в первую очередь. Это указано, в частности, в Постановлении ВС от 27 мая 2021 по делу № 640/19902/18.

В Постановлении ВС от 22 сентября 2020 по делу № 520/8836/18 указано, что установленные обстоятельства о неправомерности назначения и проведения проверки, являются достаточными для признания неправомерными налоговых уведомлений - решений, которые были приняты по результатам такой проверки.

Только если такие обстоятельства не будут подтверждены, суд должен переходить к проверке оснований иска в части наличия нарушений плательщиком налогового законодательства.

Таким образом, если налогоплательщик не получил надлежащего уведомления о проверке или контролирующий орган допустил другие нарушения при назначении и проведении проверки, то это является основанием для отмены налоговых уведомлений-решений, которые были приняты по результатам такой проверки, несмотря на допуск инспекторов.

Пеня за просрочку уплаты алиментов

В данном материале мы рассмотрим такой вопрос, как финансовая ответственность за нарушение сроков уплаты алиментов в виде пени. Какой ее размер, как нужно вычислять и что нужно сделать для ее взыскани

Установление опеки над взрослым

В данном материале подробно рассмотрим ситуацию признании лица недееспособным и установления над ним опеки: куда нужно обращаться, в каком порядке, кто имеет право обращаться и какие есть особенности.

Алименты с неродного отца

В данном материале подробно рассмотрим вопрос взыскания алиментов с отца, не записанного в актовой записи или исключенного из нее. Кто именно должен платить алименты, и при каких условиях это обязател